1975
В 1975 году розыгрыш Кубка проходил в сентябре во французском городе Ульгат, что стоит на побережье Ла-Манша. Начиная с этого года, почётный трофей разыгрывали сборные своих стран.
Увы, организация турнира оставляла желать лучшего. Схема проведения турнира и расписание игр не были известны ни спортсменам, ни зрителям, даже за час до официального открытия Кубка. Лишь за пятнадцать минут до начала первой встречи международное жюри пришло, наконец, к единому мнению и определило, что на первом этапе команды проведут круговой турнир (2 тайма по 25 минут), а затем две сильнейшие сборные проведут финальную встречу (4 периода по 20 минут).
На проведение всего турнира отводилось лишь два дня, следовательно, соискатели первого места должны были проводить по две игры в день. Встречи проходили на травяном поле, что создало дополнительные сложности нашим мотоболистам. Вдобавок судейство шло по европейским правилам, несколько отличавшимся от принятых в СССР, в частности в штрафной площади разрешалось лишь прямолинейное движение. Любой финт или обводка немедленно карались свистком и передачей мяча соперникам. К тому же более скоростные «бультако» и «майко» французских мотоболистов позволяли им легко отрываться от наших спортсменов. Несмотря на это первой встрече турнира наши мотоболисты всё-таки смогли переиграть хозяев поля 1:0. Единственный мяч в середине первого периода провёл В.Кравцов, мощно выстреливший в девятку метров с тридцати. Подлинным героем матча стал Николай Белявцев, трудившийся всю встречу в поте лица.
Две следующие встречи стали для лидеров лёгкой разминкой. Сначала сборная ФРГ переиграла бельгийцев 3:0, а затем сборную Бельгии разгромили и наши мотоболисты 8:0 (Н.Анищенко-2, Ю.Алексенский-2, Н.Молчанов, А.Резников, В.Кравцов, В.Захаров).
В заключительной встрече первого игрового дня встретились сборные ФРГ и Франции. Хозяев, после поражения в первой встрече от нашей команды, устраивала только победа. Оба периода на поле шла равная борьба, и лишь за две минуты до конца встречи удача улыбнулась французам. Они сумели-таки забить решающий мяч и победить 1:0. Утром второго игрового дня наши мотоболисты смогли переиграть немцев 2:1 (Н.Анищенко–2), а хозяева чемпионата бельгийцев – 3:1. Таким образом, в финал вышли сборные СССР и Франции, а сборная ФРГ заняла третье место.
ТУРНИРНАЯ ТАБЛИЦА
Команда 1 2 3 4 М О
1 СССР СССР гол 1:0 2:1 8:0 11-1 6
2  ФРАНЦИЯ 0:1 гол 1:0 3:1 4-2 4
3  ФРГ 1:2 0:1 гол 3:0 4-3 2
4  БЕЛЬГИЯ 0:8 1:3 0:3 гол 1-14 0

ФИНАЛСССР – ФРАНЦИЯ 4:2.
Наши мотоболисты провели решающий матч выше всяких похвал; скорость, взаимостраховка, хитроумные, нестандартные атаки расшатали, в конце концов, оборону хозяев поля. Счёт открыл Н.Анищенко. Вскоре французы смогли отыграться, но В.Кузыченко вновь вывел вперёд советских мотоболистов. Заключительные два периода встречи прошли при полном преимуществе сборной СССР, уверенно доведшей матч до победы. На два гола Н.Молчанова, хозяева смогли ответить лишь одним. 4:2 – уверенная победа, и в пятый раз почётный трофей отправляется в СССР.
Сборная СССР: Николай Белявцев, Николай Анищенко(5)(к), Василий Кравцов(2), Николай Молчанов(3), Валерий Кузыченко(1), Андрей Резников(1) – все «Автомобилист» (Элиста), Юрий Алексенский(2), Виталий Захаров – оба «Вымпел»  (Полтава).
Тренер: Валерий Мосин.

«В поход за кубком» (архив журнала «За рулём», январь 1976)


1976
В 1976 году розыгрыш, как и три года назад, проходил в немецких городах Куппенхайм, Дурменсхайм и Мёрш, расположенных по соседству на юго-западе ФРГ. На этот раз в турнире приняла участие сборная Нидерландов, заменившая прошлогодних аутсайдеров – бельгийцев. Ежедневно команды проводили по 2 матча (4 периода по 20 минут), с двухчасовым перерывом между ними, который уходил на погрузку техники в автобус и переезд в соседний город к месту очередной встречи. Дополнительные трудности внесла погода. Днём, даже в тени, ртутный столбик не опускался ниже 36 градусов. Турнир открывала встреча сборных СССР и ФРГ. Интересную встречу испортило откровенно предвзятое судейство голландского арбитра. Не замечая нарушений со стороны хозяев поля, он постоянно штрафовал наших мотоболистов. Бесконечные 16-метровые в ворота сборной СССР, пять удалений советских спортсменов, и, как вершина «судейского мастерства», засчитанный им гол, после того, как Н.Белявцев взял мяч, находясь в метре от лицевой линии. И, тем не менее, сборная СССР победила 4:2 (Ю.Алексенский–2, В.Захаров, Н.Молчанов). В это же время французы легко взяли верх над голландцами 6:0. Спустя два часа в Мёрше наши мотоболисты, затратив слишком много сил в первой игре, не смогли столь же уверенно сыграть и против сборной Франции. Подвели сборную СССР и мотоциклы, постоянно выходившие из строя. В результате, несколько минут команда играла в меньшинстве. Долгое время держался ничейный счёт, но в середине четвёртого периода дальний удар лучшего игрока матча Ж.Паттеньёна достиг цели и принёс французам победу 2:1. Единственный мяч в нашей команде забил Н.Молчанов. Тем временем хозяева турнира переиграли голландцев 5:1. В ход пошла математика. Для выхода в финал сборная ФРГ должна была на следующий день обыгрывать французов с разницей в три мяча, что выглядело достаточно проблематичным. Задача сборной СССР (победить сборную Нидерландов с разницей в четыре мяча) была намного проще, что и доказала игра в Куппенхайме. Победа 12:0 (Н.Молчанов–5, Ю.Алексенский-3,Н.Анищенко-2, В.Захаров, В.Кравцов) вывела нашу сборную в финал, где её уже ждала сборная Франции, в острейшей борьбе в Дурмерсхайме одолевшая немцев 2:1.
ТУРНИРНАЯ ТАБЛИЦА
Команда 1 2 3 4 М О
1  ФРАНЦИЯ гол 2:1 2:1 6:0 10-2 6
2 СССР СССР 1:2 гол 4:2 12:0 17-4 4
3  ФРГ 1:2 2:4 гол 5:1 8-7 2
4  НИДЕРЛАНДЫ 0:6 0:12 1:5 гол 1-23 0

ФИНАЛ: СССР – ФРАНЦИЯ 2:1.
Матч проходил в Дурмерсхайме. Силы обеих команд были уже на пределе. В самом начале встречи Ж.Паттеньён открыл счёт, но после этого преимущество советских мотоболистов стало подавляющим. Четыре раза мяч попадал в штангу ворот французов, несколько раз они, пользуясь расположением к ним всё того же голландского арбитра, откровенно и безнаказанно сбивали наших игроков в штрафной площади, но всё равно чувствовалось, что французам не устоять. Так оно и получилось. Два точных удара Н.Анищенко и Н. Молчанова принесли победу сборной СССР со счётом 2:1 и Кубок Европы в очередной раз достался советским мотоболистам.
Сборная СССР: Николай Белявцев, Василий Кравцов(1), Николай Молчанов(8), Андрей Резников, Николай Анищенко(3)(к) – все «Автомобилист» (Элиста), Виталий Захаров(2), Юрий Алексенский(5) – оба «Алмаз» (Полтава).

Тренер: Валерий Мосин.

Советская спортивная делегация (слева направо) в первом ряду: Ю.Алексенский и Н.Белявцев: во втором ряду — Н.Молчанов, К.Лалаян (судья), Ю.Мансветов (судья), Н.Анищенко, В.Кравцов, А.Резников и В.Захаров.

«В шестой раз» (архив журнала «За рулём», октябрь 1976)


1977
В 1977 году розыгрыш Кубка Европы проводился в бельгийском городе Белье. Для большей популяризации мотобола в Бельгии было принято решение провести все игры в разных городах на великолепных травяных полях.
На этот раз среди участников не было сборной ФРГ. Сборную Нидерландов представлял клуб МТК Дордрехт, Бельгию – МБК Белье. Организаторы кубка отказались от кругового турнира, заменив его полуфинальными и финальными матчами.
ПОЛУФИНАЛЫ: СССР – НИДЕРЛАНДЫ 4:1 (В.Кравцов – 2, Ю.Алексенский, В.Шаула). По сравнению с прошлым годом, когда сборная СССР легко переиграла голландцев, в этой встрече наши мотоболисты испытали определённые трудности. Отлично подготовленные «бультако», на которых играла сборная Нидерландов, прекрасная игра вратаря соперников, неквалифицированное судейство бельгийских арбитров, не заметивших два наших гола, неприспособленность наших мотоциклов к траве; всё это и привело к столь незначительной разности в счёте. В другой встрече, несмотря на серьёзное сопротивление хозяев поля, французы смогли победить 2:0 и выйти в финал. На следующий день прошли решающие встречи.
МАТЧ ЗА ТРЕТЬЕ МЕСТО: НИДЕРЛАНДЫ – БЕЛЬГИЯ 1:0.
ФИНАЛ: СССР – ФРАНЦИЯ 2:1.
В очередной раз в финальной игре встретились сборные СССР и Франции. Уже на третьей минуте В.Кузыченко открыл счёт. Однако в середине всё того же первого периода французам удалось провести ответный гол. Это Г.Маражини воспользовался неразберихой в нашей обороне после штрафного удара и протолкнул мяч в ворота. После этого инициатива перешла к сборной Франции. Особенно тяжёлыми для нашей команды выдались последние семь минут второго периода, когда у нас «посыпались» мотоциклы, и доигрывать его пришлось в меньшинстве. Но сборная СССР всё-таки выстояла и постепенно игровой перевес перешёл к нашим мотоболистам. Решающей стала 13-я минута последнего периода, когда В.Кузыченко вновь вывел сборную СССР вперёд. Ещё через две минуты он же головой забил красивый гол, но арбитр из Нидерландов, показав на центр, затем отменил своё решение. Но и двух мячей нашей сборной хватило для победы. 2:1 и в седьмой раз почётный трофей достался советским мотоболистам.
Сборная СССР: Николай Белявцев, Василий Кравцов(2), Николай Молчанов, Валерий Кузыченко(2), Николай Анищенко(к) – все «Автомобилист» Элиста, Юрий Алексенский(1), Виталий Захаров – оба «Вымпел» Полтава, Владимир Шаула(1) – «Молния» Зеленокумск, Василий Зубов – «Кавказ» Невинномысск.
Тренер: Валерий Мосин. Механик: Леонид Семаков.

«Браво, советский мотобол!» (архив журнала «За рулём», октябрь 1977)


1978
В 1978 году Кубок Европы проводился в Полтаве. Отказались от участия в турнире французы и бельгийцы, поэтому в нём приняло участие всего лишь три команды. Несмотря на это, интерес к европейскому форуму был огромен. Достаточно сказать, что на четырёх матчах, проведённых в рамках турнира, побывало около 65 тысяч зрителей.
Формула турнира была традиционной. Сначала проводился однокруговой турнир, а затем две сильнейшие команды в финальном матче разыгрывали первое место.
В стартовой игре турнира наши мотоболисты встречались с голландцами и без особого труда одержали победу со счётом 10:0 (С.Часовских–3, В.Захаров–2, В.Кузыченко–2, Ю.Алексенский).
Затем на поле выехали сборные ФРГ и Нидерландов. И вновь голландцам не удалось оказать соперникам достойного сопротивления. 9:0 – таков результат этой встречи.
Таким образом, последняя игра предварительного турнира уже ничего не решала, так как и сборная СССР и сборная ФРГ уже вышли в финал. Несмотря на это, немцы сражались с такой яростью, с таким обилием грубых приёмов, что надолго нарушили привычные связи советских мотоболистов. После двух периодов наши мотоболисты проигрывали 1:2, но затем изменили тактику, и под занавес встречи смогли провести подряд два мяча и вырвали победу со счётом 3:2 (В.Захаров, А.Резников, Н.Анищенко).
ТУРНИРНАЯ ТАБЛИЦА
Команда 1 2 3 М О
1 СССР СССР гол 3:2 10:0 13-2 4
2  ФРГ 2:3 гол 9:0 11-3 2
3  НИДЕРЛАНДЫ 0:10 0:9 гол 0-19 0

ФИНАЛ: СССР – ФРГ 4:3 (2:2 – основное время, 2:1 – дополнительное время).
На этот раз игра проходила ещё в более нервной и напряжённой обстановке. Достаточно сказать, что семь игроков были удалены с поля до конца встречи, а все голы были забиты с одиннадцатиметровой отметки. Основное время завершилось вничью 2:2, и лишь в дополнительное время советские мотоболисты смогли вырвать победу. Решающий мяч за минуту до конца второго дополнительного тайма провёл В.Кузыченко. Сборная СССР победила 4:3 и в четвёртый раз подряд стала победителем кубка Европы. Мячи в финальной игре забили: В.Кузыченко–3, Н.Анищенко.

Сборная СССР: Николай Белявцев, Василий Кравцов, Николай Анищенко(к), Валерий Кузыченко, Андрей Резников (все – «Автомобилист», Элиста), Юрий Алексенский, Виталий Захаров (оба – «Вымпел», Полтава), Сергей Часовских («Металлург», Видное), Анатолий Белоусов («Восход», Вознесенск). Тренер: В.А.Мосин.
ФРГ: Артур Митцех, Инельф Вернер, Бернд Редерер, Карл Буркард, Карл–Хайнц Рупп, Йозеф Кляйнбуб, Ганс Хелфер, Герхард Паллаш, Алоиз Шик, Рольф Бургер, Хелмут Вестерман, Вольфганг Питч.
Нидерланды: Тобиас Мейерс, Генри Слюйтер, Майтес Фос, Вильем Фиссер, Стиван Брандсма, Корнелиас Берг, Питер Менке, Якоб Кайцер, Вильфред Лацус.

В поте лица трудился весь матч со сборной СССР вратарь голландев Т.Майерс, но и на этот раз он оказался бессилен отразить удар Ю.Алексенского (на фото крайний справа). По итогам турнира Юрий получил специальный приз за самый красивый гол Кубка Европы. Фото: Ф.ГИРЧЕНКО
 На сайте использованы информационные материалы из архива Олега Лебедева и из книги «Мотобол Европы» А.Коготько