МОТОБОЛ: КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ…

Памяти капитана первой на Левокумье мотобольной команды «Золотое руно» Владимира Аникина.

Автор: ГОЛОВИН Ю. (газета «Левокумье»)
Источник: BUDENNOVSK.ORG
Дата: 26 декабря 2013г.

%d0%bc%d0%be%d1%82%d0%be%d0%b1%d0%be%d0%bb-%d0%b2-%d0%bb%d0%b5%d0%b2%d0%be%d0%ba%d1%83%d0%bc%d1%81%d0%ba%d0%be%d0%bc-%d1%80%d0%b0%d0%b9%d0%be%d0%bd%d0%b5

Прочитал статью в районной газете о мотоболе в селе Левокумском, и навеяло воспоминания, которыми не могу не поделиться.
Это был 1967 год – широкое развитие мотоспорта на Ставрополье и такого вида, как мотобол. Мы следили за играми и победами зеленокумской команды «Молния», которая стала чемпионом России, Европы, мира, и радовались за неё. На встречи, которые они проводили на своём мотодроме, ездили болельщики из ближайших районов и мы в том числе. Некоторые хозяйства даже выделяли автобусы для своих коллективов.
В 1968 году руководство Левокумского района тоже решило создать мотобольную команду. Поручено это было совхозу «Октябрьский» (хозяйство впоследствии помогало нам с ремонтом и заправкой). Его возглавлял Иван Иванович Щербинин. Прошёл слух, что идёт набор команды. Мы, я и Володя Аникин, пришли к парторгу совхоза Ивану Фёдоровичу Криволапову с заявлением о том, что хотим играть в мотобол и уже тренируемся на своих мотоциклах.
Был составлен большой список желающих – от охотников и рыболовов, имеющих различные мотоциклы, до передовиков производства. Все они были люди в возрасте, и он остановил свой выбор на нас. Отдал ключи от гаража, где находились пять новых спортивных мотоциклов и мопед для вратаря. И мы стали подбирать команду из тех ребят, которых знали. По технике вождения подошли Саша Бабец и Володя Шелестов.
Труднее было найти вратаря, и на ворота мы поставили одного из желающих – парня из Кабардино-Балкарии (к сожалению, я не помню его фамилию), который во второй половине сезона ушёл из-за травмы. Его заменил Володя Матвеев, а в 1969 году – Анатолий Панахлы. Команда называлась «Золотое Руно». Постоянным судьёй был Николай Мишин, эмоциональный, переживающий за нас парень, которого мы изредка представляли тренером, чтобы придать солидность нашей команде.
После обкатки мотоциклов начались усиленные тренировки. Стадион, на месте которого теперь находится новая первая школа, был переоборудован в мотодром: сделана разметка, убраны препятствия за воротами, отодвинуты лавочки и произведены другие мелкие изменения для безопасности. Каждого из нас совхоз застраховал на 3 тысячи рублей (такое было правило). Тренеров и механиков у нас не было, да и откуда им взяться, мотоспорта в районе не было, а нанимать со стороны накладно. Занимались сами.
С Володей Аникиным мы ездили в Зеленокумск почти на все матчи – смотреть и учиться. На своём мотодроме проводили тренировки и сыгрывали команду. По стилю, технике вождения, поворотам, разворотам, манёврам, ведению и удержанию мяча, отрыву от противника или его обводу, ударам на скорости и из разных положений мяча по воротам, прикрытию атакующего или отъёму мяча у противника с перепасовкой – определились роли каждого в команде. Под № 1 – вратарь, о нём я уже упоминал, № 2 – защитник, молчаливый сибиряк, лыжник Володя Шелестов, № 3 – левый нападающий, ваш покорный слуга, № 4 – центральный нападающий, которого выбрали единогласно капитаном команды, Володя Аникин, шутник и весельчак, который единственный из нас с природного трамплина, разогнавшись на мотоцикле, перелетал через трассу Левокумское–Будённовск, № 5 – правый нападающий, работник милиции Александр Бабец. После его трагической гибели в аварии в команду пришёл Николай Четвертнов.
Первые две встречи мы провели успешно, выиграв у Нефтекумской и Будённовской команд, хотя перед играми, глядя на их одежду и гоночные мотоциклы, сильно переживали: в отличие от наших они были оборудованы переключением скоростей и тормозами с двух сторон. В экипировке у них были мотоботы, щитки для ног с наколенниками, специальные брюки, краги, просторные красивые рубашки и, естественно, шлемы, предохраняющие скулы, как, впрочем, и у других команд. У нас же – кирзовые сапоги, солдатское галифе, трикотажные майки и укороченные шлемы. Но всё – позади, страховки, права проверены, «скорая» и пожарные – на месте. Мы объехали приветственный круг и начали игру. Молодость, энергия, задор из нас просто хлестали…
После выигрыша у будённовской команды их тренер первым напутствовал нас, и сказал, что необходимо выбрать тактику игры: техничность, а не лихость, финты и пасы вместо догонялок за мячом, игра командой и, безусловно, техника вождения. Мотоцикл и спортсмен должны быть одним целым.
Окрылённые этими победами, не задумываясь о последствиях, мы вскоре пригласили на товарищескую встречу чемпионов мира на тот момент – команду из Зеленокумска «Молнию». Не смутило нас, когда диктор в приветственной речи перечислял участников, добавляя к каждой фамилии игроков «Молнии» звание «Заслуженный мастер спорта» или «Мастер спорта международного класса», тогда как наших спортсменов перечисляли только по фамилиям. Они играли с нами, как с котятами. Опыт команды плюс скоростные мотоциклы сделали своё дело – они выиграли со счётом 10:1. Эта встреча принесла нам много полезного: помогла определить тактику игры, вести нападение, защиту и т.д.
Были и выездные игры. Запомнилась встреча с командой из станицы Григорополисской, которую содержал колхоз-миллионер по выращиванию племенных лошадей. Сборная состояла из кандидатов в мастера спорта и мастеров спорта по мотокроссу. За день до нашего приезда григорополисцы встречались с командой мотоболистов из ГДР. Немцы ещё не уехали, и мы увлеклись идеей сыграть с ними. Но травма, которую получил в игре защитник Володя Шелестов, не позволила это сделать.
Хозяева поля на кроссовых мотоциклах с шипованной резиной, против которой мы не возражали, хотя могли запретить её ввиду отсутствия такой у нас, навязали жёсткую скоростную игру. Володя догонял пару, ведущую посередине мяч. Противники зажали его между собой, и наш защитник, получив удар по лицу рулём, был подброшен и упал на землю, потеряв сознание, а затем на него упал мотоцикл, и труба руля вошла в горло.
Игру остановили. Дежурная «скорая» увезла его в больницу. Все были в шоке от случившегося, пока не получили сообщение, что Володя госпитализирован и его жизни ничто не угрожает.
Продолжилась игра вяло как у нас, так и у хозяев. Они чувствовали себя виноватыми и переживали. Кое-как докатали мяч по времени, и мы уехали, сделав одну большую глупость, но, слава Богу, всё обошлось. Не знаю, как правильнее сказать, – мы выкрали Володю или он сам сбежал из больницы, но уезжали домой вместе с ним. Было поздно, поесть было негде, магазины закрыты, и жители принесли нам в дорогу пирожков, огурцов, ватрушек, а одна сердобольная старушка сунула бутылку домашнего вина и, всхлипнув, сказала: «Дюже хлопца жалко».
Ездили на игры на чём придётся. В тот раз, например, был просто бортовой «Газон», мотоциклы – сзади колёсами через борт, мы – впереди кузова на тюках соломы.
Мягко и тепло. Володю пытались усадить в кабину, но он отказался и лежал на сделанной нами «постели» с плотно перебинтованной шеей, периодически что-то бормотал, впадая в забытьё. Доехали благополучно.
Вторая встреча с зеленокумской командой «Молния» прошла опять на нашем мотодроме. К этому моменту мы были экипированы, и мотоциклы дооборудованы, так как нам выдали немного денег на их ремонт и покупку формы. Искали в Будённовске, Зеленокумске, Пятигорске… И только в Нальчике нашли в специальном магазине недорогие горнолыжные высокие ботинки, которые впоследствии спасали наши ноги от ушибов, вывихов и переломов. Простенькие трикотажные футболки с длинными рукавами, краги и полные шлемы. Мы были на седьмом небе от счастья.
С утра играла музыка на мотодроме.
Приехал смешанный состав, как и в первый раз, за исключением капитана – центрального нападающего Анатолия Шаула. В процессе игры на поле периодически выпускали дублёров из молодого состава. С их стороны – тренеры, механики, запасной состав в полном комплекте, всё, как полагается, зато за нами были наши болельщики, некоторые из них в порыве перемещались от ворот до ворот быстрее нас. Вспоминается больше всего самый старый наш болельщик – дедушка Бориса Свешникова, который перед каждой игрой выкашивал траву на мотодроме, чтобы мы меньше падали.
Зеленокумцам мы тогда проиграли со счётом 1:2. Но это было для нас дороже любого выигрыша. После матча были измотанные, уставшие, но счастливые. И слышали, как тренеры команды противника распекали своих подопечных.
Расставались тепло, по-дружески. Зеленокумские тренеры дали нам много советов, указали на слабые стороны и пригласили на предстоящий матч с французской командой, у которой они, кстати, выиграли со счётом 7:0 и получили в подарок их мотоциклы. А мы сидели на трибунах и радовались вдвойне, искренне, потому что не гнались за славой и за деньгами. И не «болели» карьеризмом.
Нас окружали честные и порядочные люди, без интриг, передёргиваний и вранья.
У всех присутствовала совесть. Была стабильность. Бедная, но стабильность. И нам этого хватало. Мы были молодые, беззаботные и счастливые. За два сезона 1968–1969 годов было проведено более 10 матчей с учётом выездных. Были и победы, и поражения.
В начале 1970 года я перенёс операцию из-за полученной травмы во 2-й игре с зеленокумской командой. Врачи запретили мне временно большие нагрузки, но в начале сезона пару раз я принял участие в матчах.
Состав команды был новый, так как ребят, с кем играл, призвали в армию и команды как таковой уже не было. Нужны были тренировки, в том числе на сыгранность. Нужно было время. А его у меня уже не было – в конце весны я тоже ушёл служить.
В предыдущих публикациях в районной газете неоднократно прозвучало: мотоболу на Левокумье быть. Когда совпадают «думаю», «говорю» и «делаю», уверен, успех обеспечен. И если уделить этому виду спорта серьёзное внимание, мы сможем увидеть яркую, красивую техничную командную игру на настоящем мотодроме, ведь у нас столько талантливой молодёжи!

P.S. Кубок Скокова. (с.Величаевское 9 мая 2014). «Восток» (Левокумское) vs. «Автомобилист» (Нефтекумск)