НЕДАЛЕКО ОТ МИНСКА СТРОИТСЯ СОВРЕМЕННЫЙ СПОРТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

Иногда кажется, что жизнь летит вперед с оглушительной скоростью, и если высунуть голову в окно на полном ходу, то тебя просто снесет потоком встречного воздуха. Глядишь по сторонам — и едва успеваешь замечать, как стремительно меняются картинки казавшейся привычной жизни. Когда‑то современный, построенный в начале 1960‑х годов центр автомобильного спорта в Боровой обветшал и превратился в анахронизм. А тамошний легендарный стадион «Заря», видавший на своем веку множество гонок, доживает последние деньки — на его месте скоро вырастут дома жилого микрорайона. Однако без своего уголка белорусский автоспорт не останется — вместо старого рождается новое: вышло на завершающую стадию строительство современного Республиканского спортивно‑технического центра ДОСААФ. Мы наведались туда с экскурсией.

Дмитрий Клишевич

Локация центра более чем выгодная — недалеко от Минска, в районе олимпийского комплекса «Стайки». Иными словами, РСТЦ расположен практически в черте города, от станции метро «Могилевская» на автобусе можно добраться буквально за 15 минут. На машине и вовсе долетаем мигом. На месте нас встречает директор центра Дмитрий Клишевич.
Похожие по уровню и техническому оснащению комплексы есть только в трех городах на постсоветском пространстве. Все в России: Москве, Санкт‑Петербурге и Казани. В Европе подобных мультитехнических спортивных центров нет вовсе.
Здесь сделано все, чтобы к началу эксплуатации получить омологацию (официальный допуск и квалификацию) Международной автомобильной федерации (FIA) и Международной мотоциклетной федерации (FIM). И она, как заверяет Дмитрий Клишевич, будет получена: все малейшие детали и нюансы учтены еще на этапе проектирования.

— Трасса для мотокросса изначально делалась под все стандарты FIM — соответствуют и длина, и ширина, имеется закрытый парк. Точно так же с учетом всех особенностей FIA строились трасса для картинга, мотобольный стадион. Для картинговой трассы, например, специально закупили 5 тысяч новых покрышек, которые согласно правилам должны быть применены по периметру дистанции в качестве отбойников безопасности. К слову, шины белорусского производителя покупали на «Белшине». Когда комплекс будет готов, сюда наведаются делегаты FIA и FIM, проведут строгое рецензирование и вынесут свой вердикт.
Система видеонаблюдения онлайн, гаражи и профессиональные ремонтные мастерские, позволяющие проводить полное обслуживание авто‑ и мототехники, мойки, площадки для обучения вождению на все категории, паддоки и закрытые парки для кемперов, собственное медицинское обслуживание, классы для теоретической подготовки, комфортные раздевалки и многое‑многое другое… Комплекс производит мощное впечатление. Так и представляется картинка из нашумевшего фильма ««Форд» против «Феррари»» — в таких условиях вполне можно созидать, совершенствоваться и покорять новые рубежи.


Важно понимать, что новый спортивно‑технический центр — это история не только о спорте, но еще и шикарная учебно‑тренировочная база. Причем как для любителей, так и для профессионалов. Нашим спортсменам не нужно будет больше тратить средства для выезда на подготовку за пределы страны, а юные гонщики получат уникальную возможность для оттачивания навыков в профессиональных условиях. Что, безусловно, однозначно скажется на уровне мастерства. Не останется внакладе и многочисленная армия простых автолюбителей: каждый желающий сможет в удобное время заняться совершенствованием навыков управления, будь то контраварийная подготовка или нечто иное из числа многочисленных видов современной индустрии авто. Возможностей у центра уйма.
Что касается спортивных дисциплин, то можно будет проводить соревнования самого высокого уровня по мотокроссу, картингу, мотоболу, треку, дрифтингу…

Со старенького стадиона «Заря» зрелищные трековые гонки переберутся в комфортные условия нового центра.

Трасса для мотокросса очень быстрая (ходовая, как говорят гонщики), позволяющая набирать скорость свыше ста километров в час, но требующая предельного внимания и высокого мастерства: перепад высот, трамплины, конфигурация — уровень сложности приличный. Нелишним тут будет сказать и о трибуне, расположение которой тоже выше всяких похвал — обзор великолепный, вся дистанция как на ладони, нет ни одной слепой зоны!
Стадион для мотобола и проведения трековых гонок также оборудован по последнему слову техники: трибуны, покрытие, автоматический полив трассы, закрытый парк… Имеется мультимедийное табло. При желании тут можно проводить даже чемпионаты по спидвею (гонки мотоциклов на льду), если, конечно, найдется достаточное количество спортсменов в этой довольно специфической дисциплине и случатся трескучие морозы — необходим лед соответствующих качества и толщины (20 сантиметров).

Далее следуем на картинговую трассу:
— При ее проектировании, — говорит Дмитрий Клишевич, — был учтен опыт ведущих европейских стран. Трасса имеет пять конфигураций, три из которых заточены под дрифт. Этот вид автоспорта стремительно набирает популярность как в мире, так и у нас в стране. Ширина дорожки, специальный состав полотна и глубина подушки рассчитаны на то, чтобы с легкостью выдерживать массу даже мощных кузовных автомобилей.
Трибуна, стартовая вышка, как в «Формуле‑1», светофоры, заковыристая, извилистая дистанция… Антураж удивительный — действительно «королевские гонки» в миниатюре!

На прямом участке трасса позволяет пошалить: в самом мощном картинговом классе (kz) можно разогнаться до 140 километров в час. Кстати, белорусские «казээнщики» вполне себе топовые ребята: выступали за профессиональные английские клубы, участвуют в Rotax MAX Challenge Grand Finals — самом престижном чемпионате в мире картинга. И кто знает, быть может, вскоре в Беларуси появится и свой Даниил Квят — собственный представитель в «Формуле‑1».

Наша страна богата талантами. Есть в ней и сильные гонщики. И в автоспорте, и в мотосоревнованиях. Другой вопрос, что условий для развития этих направлений Беларусь имела немного. Как хромало и дело популяризации: по сути, авто и мотоспорт варились в собственном соку, оставаясь в андеграунде — вещью в себе. Теперь же есть уникальная возможность и самим развивать в себе способности, и воочию наблюдать за заездами профессиональных спортсменов. Уже сейчас сезон‑2020 расписан в РСТЦ очень плотно. Это и соревнования по картингу (в том числе престижная серия Rotax), и два этапа Открытого чемпионата Беларуси в мотокроссе, и трековые гонки, и первенство по дрифтингу… И безусловно, мотобол. Обсуждается даже вопрос проведения в ближайшее время чемпионата Европы.

Дальше, конечно, больше. Задача стоит загрузить мощности суперсовременного комплекса что называется, под завязку: как тренировочными и обучающими занятиями, так и спортивными состязаниями самого разного уровня. Осталось только дождаться официального открытия. Оно намечено на вторую половину мая.

Автор: Сергей КАНАШИЦ
Источник: «Беларусь Сегодня» SB.BY