На первом этапе в игру вступили мотоболисты Германии и Нидерландов, которые провели между собой два поединка. Интересно, что все матчи проходили в четыре периода по двадцать минут. 31 мая в Дордрехте немецкие мотоболисты одержали трудную победу со счетом 2:1 (Гюнтер Коффлер – 2; Франс де Вос). Несмотря на сильную игру в Кубке голландцев им не удалось сравняться с лидером немецкой команды Гюнтером Коффлером. В двух прекрасных атаках, после удачного обыгрывания соперников Коффлеру удалось забить два гола и таким образом закрепить победу немецкого флага.
Ответный поединок состоялся 14 июня в Мерше. Около 2000 зрителей явились на ответную игру в Мерше мотобольных команд Германии и Нидерландов. Это была корректная игра, которая доставила всем посетителям радость. Несмотря на дождь, который в заключение игры превратил поле в трясину, было проявлено уважение с обеих сторон, так как игроки международные формата выступали в Мерше на площадке «Тайфуна». Отрывки из игры были освещены немецким телевидением.
Состав сборной Нидерландов выглядел так: 1. Франс Вос – капитан, 2. Хенк Дуймель – нападающий, 3. Вим де Виссер – нападающий, 4. Харри де Виссер – защитник, 5. Топ Майер – вратарь, 6. Йоп Бодигум – запасной вратарь, 7. Хенк Хельсеманс – запасной игрок, 8. Стив Фролинк – судья.
Состав сборной Германии: 1. Юрген Хакеманн (МСК, Вальберт), 2. Сигфрид Фогель, 3. Гюнтер Коффлер (к), 4. К.Шмитт (все – «Комет», Дурмерсхайм), 5. Норберт Шеффель («Тайфун», Мерш), 6. М.Хассис (МСК, Вайхер), судья – Отто Дек (Дурмерсхайм).
Среди присутствующих был президент DMV – Эмиль Форстер и другие почетные гости из разных мотобольных уголков Германии.
В 15.20. началась игра. Уже на первой игровой минуте выявилось легкое превосходство немецкой команды, а на 9 – й минуте Коффлеру удалось открыть счет в матче. В начале второго периода голландцы смогли отыграться. Правда на 23 – й минуте все тот же Коффлер делает счет 2:1. Немецкие мотоболисты остро атакуют и к 34 – й минуте Коффлер оформляет «хет – трик». Но на 39 – й минуте голландцы сокращают разрыв в счете – 3:2. В третьем периоде дождь усилился, однако Хассису удалось достичь окончательного результата – 4:2, в пользу сборной Германии. С трико и машин стекала грязь, игроков трудно было узнать, когда судья дал свисток об окончании игры.
В честь победы милая девушка вручила капитанам команд букеты гвоздик. Игроки обменялись сердечными возгласами «Дави на газ» и рукопожатиями, игроки попрощались.
Следующим соперником сборной Германии была сборная Бельгии. Эти соперники между собой сыграли только один матч, который прошел в Германии. Вот что писала об этом поединке одна из немецких газет: «В очередной раз находился Дурмерсхайм под знаком мотобольной игры, когда в воскресенье – как об этом уже сообщалось – бельгийская национальная команда играла за Кубок Европы против Германии. Никто из 1200 зрителей не мог и мечтать, несмотря на тропическую жару о высокой победе над Бельгией. Это был заслуженный успех против национальной команды из Бельгии, которая очень хорошо может играть в мотобол. Телевидение также не пропустило эту игру.
В 15.10. игроки с грохотом приехали на игровое поле и заняли позицию перед президиумом. С приветствием выступили председатель Фегеле из МСК «Комет» и мотобольный референт Кун из Саарбрюкена. Они выразили радость, что могут приветствовать Бельгию в Дурмерсхайме.
Состав сборной Бельгии: Ригерт (вратарь), Ванхамме (защита), Гиселингк, Франсуа Пако, Роланд Пако и Нель Саббе (нападающие). Сборная Германии: Юрген Хакеманн (МСК, Валберт) – вратарь; Сигфрид Фогель (МСК «Комет»), Келлер («Тайфун») – защита; Гюнтер Коффлер (МСК «Комет»), Шмитт (МСК «Комет») – нападающие; Хассис (МСК, Вайер), Норберт Шеффель («Тайфун») – защита. В качестве судей очень умело выполняли свои обязанности Алоиз Мартин («Тайфун») и Карл – Хайнц Фиттерер (МСК, Мерш).
Впервые на Кубке Европы Германия выступила с двойной защитой, то есть два человека играют в защите и два в нападении. В начале матча шла равная игра. Быстрые атаки на обе стороны менялись в пестрой последовательности, не доходя до ворот противников. На 14 – й минуте все же Шеффелю удалось пройти оборону бельгийцев и поразить их ворота. Спустя пять минут уже Коффлер удваивает результат. На 20 – й минуте ситуацию в свои руки берет Шеффель – 3:0. Однако во втором периоде гости было попытались оказать сопротивление. На 30 – й минуте опасный 16 – метровый штрафной удар парирует голкипер немцев. Тут же следует атака Коффлера, но его удар отражает штанга. Блестяще играет вратарь бельгийцев, который отражает опасный удар со штрафного. Второй период завершился безрезультативно. В третьем периоде полное преимущество хозяев поля. На 55 – й минуте Хассис далает счет 4:0, а через пять минут Коффлер забивает еще один гол. В четвертом периоде на 68 – й минуте Хассис забивает очередной мяч в ворота бельгийской сборной – 6:0. Гости храбро защищались и опасно атаковали, но так и не смогли забить гол престижа.
После матча капитан гостей Роланд Пако сказал: «Мы не опечалены из – за поражения. Хотя 6:0 немного велик, но у немцев были не только более быстрые машины, но и лучшие игроки».
Интересно, что игрой немецкой дружины, опираясь на палку с ампутированной ногой руководил тренер МСК (Валберт) Винфрид Лоренц.
Таким образом в финале поединке, который состоялся 2 августа во Франции в Барбонне – Лансе встретились хозяева поля и сборная Германии. На 13-й минуте счет открыл француз Millet, во втором периоде Fageot удвоил результат. Однако спустя две минуты Schmitt сократил счет до минимума. Третий период завершился нулевой ничьей. В заключительном периоде на 69 минуте Braco установил окончательный результат 3:1 в пользу французов. Таким образом сборная Франции стала первым обладателем Кубка Европы по мотоболу.
Для любителей истории и статистики приводим составы играющих команд, которые принимали участие в том историческом розыгрыше континентального Кубка.
Сборная Франции — Cnalon (Bollene), Chalanconnais (Cavaillon), Braco (Orly), Fageot (Troyes), Vigneau (Vitry), Millet (Camaret).
Сборная Германии — J.Hackeman (MSF,Valbert), S.Vogel (MSC, “Comet”), G.Koffler (к) (MSC, “Comet”), K.Scnmitt (MSC, “Comet”), M.Hassis (MSC, Weiner), N.Scnoffel ( MSC, “Taifun”), M.Keller (MSC, “Taifun”). Otto Deck.
Сборная Нидерландов — Frans de Vos (к), Henk Duimel, Wim de Visser, Joop Bodegom, Toop Meyer, Frans Duimel, Harry de Visser, Henk Helsemans. Steef Vrolijk.
Сборная Бельгии — Ryhgert, Vanhamme, Gyselingk, Francois Packo, Poland Packo, Noel Sabbe.
Приводим составы играющих команд: Франция — Cnalon (Bollene), Chalanconnais (Cavaillon), Fageot (Troyes), Millet (Camaret), Coosard. Германия – Haller (MSC, Malsch), Brecht (MSC, Weiher), S.Vogel (MSC, “Comet”), G.Koffler (k) (MSC, “Comet”), K.Scnmitt (MSC, “Comet”), M.Keller (MSC, “Taifun”), N.Scnoffel (MSC, “Taifun”),
На этот раз поединок начался с атак немецких игроков, и на 26-й и 34-й минутах дважды G.Koffler поражает ворота соперников. Однако во втором периоде Millet двумя точными ударами восстанавливает равновесие в счете. А в третьей 20-минутке он выводит свою команду вперед. В четвертом периоде результат не изменился. Таким образом и в очередном товарищеском поединке французские мотоболисты свое превосходство над спортсменами из Германии.
Международный союз мотобольных клубов принял решение вместо Кубка проводить чемпионат Европы между клубными командами — национальными чемпионами.
№ | Команда | 1 | 2 | 3 | М | О |
1 | ![]() |
![]() |
1:0 | 2:1 | 3-1 | 4 |
2 | ![]() |
0:1 | ![]() |
3:2 | 3-3 | 2 |
3 | ![]() |
1:2 | 2:3 | ![]() |
3-5 | 0 |
Финал: «Домбай» (Черкесск, СССР) – «Камаре» (Франция) 1:0.
8 октября в финальном матче вновь встретились советские и французские мотоболисты. На этот раз матч состоял из четырёх периодов по 20 минут. Встреча совершенно не напоминала ту, что прошла накануне. Волны атак непрерывно накатывались то на одни, то на другие ворота, но мяч упорно не шёл в ворота и лишь в начале третьего периода мотоболистам «Домбая» удалось открыть счёт. Хозяева поля сбили Б.Денишева, вблизи своих ворот, и арбитры назначили одиннадцатиметровый. Сам пострадавший и наказал игроков «Камаре» за грубость, чётко реализовав пенальти. Хозяева поля попытались было, организовать ответный штурм ворот «Домбая», но лишь попытались. Наши мотоболисты уверенно контролировали ход встречи, и это вывело французов из равновесия. За восемь минут до окончания встречи они усомнились в объективности своего же французского арбитра и сумели каким-то образом добиться его замены. Однако это им не помогло. «Домбай» заслуженно победил 1:0 и впервые стал победителем Кубка Европы.
К сожалению, финал матча был омрачён безобразным поведением зрителей. Более ста болельщиков выскочили на поле, и кто-то из них разбил голову нашему арбитру Анатолию Квану. Досталось и президенту Германской федерации мотобола господину Роллофу, под глазом которого на церемонии закрытия турнира красовался огромный синяк.
«Домбай» (Черкесск, СССР): Павел Чесноков, Владимир Громов(1), Борис Денишев(1)(к), Василий Безворотный(1), Олег Солнцев, Михаил Акимов, Виктор Василенко(1); тренер – Владимир Гончарук, механик – Анатолий Бутов.
«Кубок Европы — наш.» (архив журнала «За рулём», декабрь 1967)
№ | Команда | 1 | 2 | 3 | М | О |
1 | ![]() |
![]() |
2:1 | 1:1 | 3-2 | 3 |
2 | ![]() |
1:2 | ![]() |
4:1 | 5-3 | 2 |
3 | ![]() |
1:1 | 1:4 | ![]() |
2-5 | 1 |
Финал: «Домбай» (Черкесск, СССР) – «Пума» (Куппенхайм, ФРГ) 5:0.
Хозяева соревнований выступали, как и во всех предыдущих матчах, на экспериментальных мотоциклах, с двигателями, имевшими мощность 29 л.с. и объём 250 см3, в то время как советские игроки были «вооружены» отечественными кроссовыми «Ковровцами — 250». Но ни новейшая техника, ни «родные стены» не помогли хозяевам. С первой и до последней минуты матча на поле полностью доминировал «Домбай». Советские игроки не оставили соперникам ни одного шанса на благоприятный исход и одержали безоговорочную победу – 5:0 (В.Шаула – 2, М.Акимов, В.Безворотный, Б.Денишев).
«Домбай» (Черкесск, СССР): Павел Чесноков, Владимир Громов, Борис Денишев(1)(к), Василий Безворотный(1), Олег Солнцев, Михаил Акимов(3), Николай Анищенко («Комета» Элиста), Юрий Алексенский и Владимир Шаула(3) (оба – «Молния» Зеленокумск); тренер – Владимир Гончарук, механик – Анатолий Бутов.
«Домбай — сильнейший на континенте» (архив журнала «За рулём», декабрь 1969)
19 сентября: «Комета» (Элиста, СССР) — «СУМА» (Труа, Франция) 1:1
№ | Команда | 1 | 2 | 3 | 4 | М | О |
1 | ![]() |
![]() |
4:1 | 5:0 | 1:1 | 10-2 | 5 |
2 | ![]() |
1:4 | ![]() |
1:1 | 1:1 | 3-6 | 2 |
3 | ![]() |
0:5 | 1:1 | ![]() |
1:9 | 2-15 | 1 |
4 | ![]() |
1:1 | 1:1 | 9:1 | ![]() |
11-3 | 4 |
«Комета» (Элиста, СССР): Николай Белявцев, Василий Кравцов, Валерий Кузыченко, Виктор Гусаренко, Василий Зубов(к), Иван Чудиков, Николай Нагайкин, Николай Молчанов («Кавказ», Невинномысск), Владимир Шаула («Молния», Зеленокумск), Валерий Кудинов («Молния», Зеленокумск), Борис Мачуков; тренеры — Виктор Иванович Кондратенко и Анатолий Кенович Кван.
МСК Леверкузен (ФРГ): Пауль Котц, Эрих Штайм, Манфред Музель, Иоганн Гюнтер, Дитер Шмидт, Курт Май, Рихард Ветцель.
ЦАМК (София, Болгария): Владимир Георгиев, Живко Димитров, Тодор Иорданов, Неделчо Димитров, Цветко Найденов, Ганчо Мавродиев, Ратко Иванов, Иван Динеков, Никола Василев, Никола Колев.
«СУМА» (Труа, Франция): Джеки Майе, Франсуа Блан, Грациано Маражини, Мишель Турнемель, Жан Кессар, Жан-Пьер Блан(к), Жан-Клод Кийо, Жерар Нано; руководитель — Марсель Гроссман.
«Советские мотоболисты — победители Кубка Европы» (архив журнала «За рулём», декабрь 1971)
Нашу страну вновь представляли мотоболисты Элисты.
№ | Команда | 1 | 2 | 3 | М | О |
1 | ![]() |
![]() |
2:1 | 1:0 | 3-1 | 4 |
2 | ![]() |
1:2 | ![]() |
2:0 | 3-2 | 2 |
3 | ![]() |
0:1 | 0:2 | ![]() |
0-3 | 0 |
Результаты:
«Комета — Автомобилист» — «Тайфун» 1:0 (В.Кузыченко)
«Комета — Автомобилист» — «Камаре» 2:1 (В.Кравцов, В.Зубов; Р.Милле)
«Камаре» — «Тайфун» 2:0 (Р.Милле, А.Граффан)
К сожалению, в финале наши мотоболисты в упорной борьбе уступили хозяевам и не смогли удержать почётный трофей.
ФИНАЛ: «Камаре» – «Комета — Автомобилист» – 2:1 (К.Рабутти, Р.Милле; В.Кузыченко).
Вопреки регламенту первую половину встречи судили французские арбитры, а вторую советские. До перерыва команды обменялись голами, а незадолго до окончания встречи французы удачно выполнили штрафной. Этот гол и решил исход встречи.
«Комета — Автомобилист» (Элиста, СССР): Николай Белявцев, Борис Мачуков («Домбай», Черкесск), Василий Кравцов, Валерий Кузыченко, Василий Зубов («Кавказ», Невинномысск), Юрий Алексенский («Вымпел», Полтава), Валерий Кудинов («Вымпел», Полтава), Николай Молчанов («Кавказ», Невинномысск). Тренер: Виктор Иванович Кондратенко. Механик: Геннадий Павлов.
«Тайфун» (Мёрш, ФРГ): Бюхер, Рейдингер, К.Май, Йозеф Кляйнбуб, В.Кастнер, Оберле, Дрехер, К.Буркард.
№ | Команда | 1 | 2 | 3 | 4 | М | О |
1 | ![]() |
![]() |
3:0 | 7:3 | 14:0 | 24-3 | 6 |
2 | ![]() |
0:3 | ![]() |
4:1 | 9:0 | 13-4 | 4 |
3 | ![]() |
3:7 | 1:4 | ![]() |
5:0 | 9-11 | 2 |
4 | ![]() |
0:14 | 0:9 | 0:5 | ![]() |
0-28 | 0 |
Результаты:
«Автомобилист» — «Камаре» 7 : 3 (Кузыченко 3, Нагайкин 2, Анищенко, Кравцов; ?)
«Автомобилист» — Команда Англии 14 : 0 (Нагайкин 4, Молчанов 3, Анищенко 2, Кузыченко 2, Кравцов 2, Чудиков)
«Тайфун» — «Камаре» 4 : 1
«Камаре» — Команда Англии 5 : 0
«Тайфун» — Команда Англии 9 : 0
«Автомобилист» — «Тайфун» 3 : 0 (Чудиков, Кузыченко, Молчанов)
«Автомобилист» (Элиста, СССР): Николай Белявцев, Василий Кравцов, Валерий Кузыченко (к), Николай Анищенко (к), Андрей Резников, Иван Чудиков, Николай Нагайкин (все – «Автомобилист», Элиста), Николай Молчанов («Кавказ», Невинномысск).
Тренер: Виктор Иванович Кондратенко. Механик: Геннадий Павлов.
«Четвёртая победа советских мотоболистов» (архив журнала «За рулём», октябрь 1973)
Долгое время в федерации мотоспорта СССР не могли определить место его проведения, а затем пошли дебаты на тему, кто должен принимать участие в турнире: как и ранее чемпионы своих стран, или повысить ранг участников до уровня сборных.
В итоге время было упущено, и очередной Кубок Европы не состоялся.