История украинского игрока

Интервью с Владимиром ДАНИЛЯК.
Автор: А.РАДНЮК («МотоДрайв», май 2012)

Владимир Даниляк
Владимир Даниляк

Единственное, что подходит ему со всей одежды — это спортивная форма.
С 1967 года он, мотоцикл и мяч — это одно целое. Он — это полноценная часть истории советского и российского спорта, целая эпоха мотобола — вида спорта, которому вскоре исполняется почти 100 лет. Эта легенда — мастер спорта международного класса по мотоболу, самый возрастной игрок за всю мировую историю этой игры, играющий тренер — Владимир Даниляк.
Владимир, как вы узнали об этом виде спорта?
Честно говоря, я пришел в мотобол из футбола. Сам я родом из Стрыя, Львовская область. Футбол — святое дело, через которое проходили все старшие или младшие юноши. С 1962 года я начал играть достаточно серьезно в футбол, дошло до того, что я получил приглашение от клуба «Динамо» на подготовительные курсы для поступления в команду. Но судьба распорядилась так, что в 1968 году наш местный ДОСААФ получил «в нагрузку» спортивные мотоциклы «Рига» и, поскольку я был самым успешным футбольным спортсменом в регионе, первым кого пригласили во вновь открытый мотобольный кружок, был я. К этому единственное, на чём я умел ездить — был велосипед … Однако, мотоцикл подчинился мне достаточно быстро!
Кто были вашими героями в мотоболе?
Если говорить о вдохновителях, одним из первых кто меня удивил в мотоболе — это был некий мифический местный призрак. Ни имени, ни фамилии у этого героя-мотоболиста не было. «Солдат» — так его все звали и знали. Сам он был из Новосибирска родом, но служил в военной части в Стрые. Он только приезжал на военном мотоцикле с части, играл игру, и на этом же мотоцикле с коляской возвращался к себе в часть. Единственное место разговора с ним было мотобольной поле и игра. Он творил на поле с мячом на мотоцикле что-то невероятное! Для меня он был настоящим поэтом мотобола, я жадно изучал его различные фишки и трюки во время игры, и очень легко применял их в своей технике. Этот таинственный призрак, его техника, и стали моим билетом в профессиональное мотобольной будущее.
Ну, а в профессиональной школе, на кого вы ориентировались?
Уже через три года, в 1971 году я был избран в основной состав чуть ли не сильнейшей мотобольной команды бывшего СССР — «Вымпел» (г.Полтава). Там на поле я получил высшее мотобольное образование. Такие авторитеты мотобола, как Юрий Алексенский, Валерий Кудинов — стали моими настоящими друзьями — учителями. Полтавская школа мотобола стала моим «римским Колизеем», я там выжил и стал мастером этой игры на всю жизнь.
Сейчас мотобол — это заброшенный вид спорта, в советские же времена на поле работал судьёй на центральных матчах Союза сам Юрий Гагарин, а Николай Озеров — спортивный комментатор СССР № 1 — вёл прямые включения на Первом центральном Останкино с «Лужников» и стадиона «Динамо».
Мотобол, действительно, имел такой паранормальный успех?
В советскую эпоху мотобол не просто был популярен, его навязывали. Мотобол, по моему мнению, просто затмил футбол, и подтверждением этому был тот факт, что трансляции комментировались Н.Озеровым. А в 1962 году на стадионе в «Лужниках» на соревнованиях, на приз журнала «За рулём», на поле вышел и Гагарин.
В чём же феномен мотобола прошлого и современности?
Едва ли не впервые в СССР появилось место, куда можно было прийти и буквально прикоснуться к этому ощущению, которое мы сейчас называем «ДРАЙВ». В обыденности советского гражданина этого ощутимо не хватало. Перед мотоболом «слегли» все. Сейчас обществу навязано буквально всё, что связано со словом спорт от гольфа и регби, которые для нас абсолютно чужие, до конного спорта. Из мотоспорта на виду сейчас остался только мотокросс. Мотобол, спидвей, триал — остались за бортом, СМИ их не очень радует своим вниманием.
Можно только представить, какой ажиотаж был вокруг турнирных соревнований …?
Чтобы вы понимали, еще в середине 80-х годов в кубках Советского Союза и на чемпионатах СССР участвовало около 200 команд из разных уголков страны. Среди них команды с самых неожиданных мест («Комета» (г.Элисты, Калмыкия), «Домбай» (г.Черкесск),»Норд» (г.Баку, Азербайджан)). Только из Чечни заявлялось 5 команд. Такие столичные города как Киев, Харьков имели по две своих постоянных мотобольных команды («Патриот» (г.Харьков), «Старт», «Автомобилист» (г.Киев)).
А какой статус в обществе имели мотоболисты?
В советское время мотоболисты высшего сорта не знали бед. Когда в 1979 году я и мои соратники Александр Ажгиревич, Сергей Раденко из Коврова, братья Волынкины, приехали в Каменец-Подольский играть за «Подолье», то первое, что сделал горисполком — закрепил нас за конкретными предприятиями, где мы якобы были трудоустроены. Получалось так, что мы числились одновременно и в системе ДОСААФ и на предприятии, и ещё получалось где-то подзаработать. У меня, как у профессионального мотоболиста, ежемесячная зарплата достигала 320 рублей. По тем временам — это было нечто невиданное. Но так же мы и отдавались мотоболу.

Владимир Даниляк
Владимир Даниляк

Так где же сейчас мотобол? После такой глобальной вспышки мотобола в СССР он почти исчез?
Я над этим много думал. Анализируя свою спортивную историю, я прихожу к выводу, что все концы ведут еще к политической советской верхушке. Началось все с того, что как-то незаметно, в один момент все команды начали постепенно исчезать из крупных городов. Впоследствии все областные центры опустели от мотобола. До 90-х годов дожил только «Вымпел». Поговаривали, что мотобол стал на мозоль футболу. Очевидный факт, что согласно распоряжению верхушки, и это ни для кого не секрет, в каждом не то, что городке, а также селе, было осуществлено государством развитие футбольных площадок, с определенной прибыльной перспективой. А в 1970-80-х годах все они стали жертвами мотобольного бума!
А более конкретные примеры вы можете привести?
Например, Каменец-Подольский, где я играю. В те времена, власть вложила в местный футбольный стадион им.Тонкочеева немалые средства, а в результате там бушевали мотобольной страсти. Тогда всё обошлось, чтобы мы не отвлекали, нам построили стадион под наши игры. Еще помню в Полтаве, когда я играл за «Вымпел», как только совпадали матчи республиканской федерации футбола и мотобола в городе, то центральный аппарат власти через ЦК ДОСААФ решал вопрос таким образом (через Москву), чтобы в этот день в Полтаве отменить НЕ футбольный, а мотобольный матч.
То есть, мотобол перешел дорогу футболу …?
Говорят, что такая тотальная мотобольная эйфория привела к тому, что было какое-то якобы тайное распоряжение на выполнение ДОСААФа, которое было следующего содержания: что в связи с избыточным развитием технических видов спорта в областных и столичных городах, мотобол перенести в районы. Цель была якобы благородная на первый взгляд, в районы, где нет ничего по технике, внедрить хотя бы мотобол и развивать его там. Но это постановление имело двойное дно. Вынося на периферию мотобол, область постепенно перебрасывала основные финансы на другие виды технического спорта. В районы же доходили копейки на развитие мотобола. А после распада СССР и этого не стало. Таким образом под предлогом благих намерений мотобол принесли в жертву во имя развития футбола. Все помнят, что уже в начале 90-х, когда была нужда, футбол во всех его проявлениях, цвёл везде от области до столицы.
Так, за счёт чего мотобол выжил в Украине?
Исключительно из-за энтузиазма игроков. Даже в советское время нельзя было иметь большую административно-техническую команду, которую требовал мотобол, как вид спорта, поэтому в большинстве эти обязанности ложились на самих игроков. Как вывод — все мотоболисты жили по схеме «я и мотоцикл — одно целое», и до сегодняшнего дня это работает, мотоболисты вкладывают свои средства в мотоцикл, где-то за свой счёт покупают мячи (80 евро — 1 мяч), из-за недостаточного финансирования сами ухаживают за своей формой и всеми мотобольными доспехами. Отсюда и инициативность и самопожертвование.
Владимир, а расскажите об истории своего боевого коня? С какой техникой вы имели дело, что осталось в памяти?
Как я уже говорил, первое, на что я сел — это был прототип спортивного мотоцикла-мопеда «Рига». Впоследствии это были мотоциклы «Ковровец» — 175 куб.см, перерабатывали «Чезет». «Ковровец» был такой, что пока заведёшь, все винты остаются на земле … С приходом независимости ситуация значительно улучшилась. Я пересел на мотоцикл австрийской компании «Rotax», эта техника, по сравнению с советской эпохой, была чем-то невероятным. Но по-настоящему я оценил, что такое свобода на поле с хорошей техникой, когда появились испанские «Gas-Gas» и немецкие «Mallon». Это мотоциклы с двухтактными двигателями, объёмом 250 куб.см. Мне даже сложно представить, как бы выглядели наши «бои» на этих «тачках» в 70-е — 80-е годы …
Вы в мотоболе 45 лет, тогда как этому виду спорта в этом году исполняется 82 года. Есть ли шансы у мотобола: Украина и Мир?
Конечно, шансы у мотобола есть, ведь это азартный и зрелищный вид спорта. Более того, за всю свою историю игры в мотобол, я могу твердо сказать, что в этом виде спорта постоянно ощутимый прогресс — и в Европе, и у нас. Сколько я себя помню — каждый год, когда приезжаю на европейские соревнования, постоянно вижу какую-то обновку: в форме игроков, или в техническом обеспечении, или, наконец, в самой стратегии игры. Мотобол на месте не стоит, он развивался и будет развиваться независимо ни от чего. Единственным глобальным минусом могу назвать только недостаточное внимание со стороны СМИ и власти к этому виду спорта. Мотобол абсолютно коммерческий, если к нему соответственно отнестись.
Сегодня есть примеры в мире, когда мотобол один из приоритетных видов спорта в стране?
Ярким примером может быть белорусский мотобол. Сегодня сборная Беларуси — это твёрдый, постоянный, серебряный призёр европейского первенства этого вида спорта. Еще в 70-80 годах о белорусском мотоболе никто не слышал и не знал. А в конце 90-х — 2000-х годах, когда президент Лукашенко после своего фанатичного хоккейного бума обратил внимание на мотобол, все немедленно изменилось, и внимание СМИ к популяризации мотобола в Беларуси соответствующая, и финансирование.
Но и у вас была возможность пообщаться с нашим Президентом В.Януковичем … !?
Ну, это, скорее, была фрагментарная встреча, во время которой Президент не ожидал увидеть мотобольной команду и, в частности, нас. Состоялась она во время его рабочего визита в Каменец-Подольский. Так, на мгновение, я увидел огонь в его глазах, когда неожиданно для него нас представили ему. Надо помнить, что наш Президент вырос на мотоболе. Мало того, он смог помочь команде из родного города Енакиево — «Союзу-3», которая благодаря этому и держится сейчас на плаву. Но какого-то конкретного диалога нашей команды с ним не произошло. Нам никто этого сделать не позволил.
За рубежом с вашим багажом, вы были бы, однозначно, состоятельным человеком и одним из спортивных лиц какого-либо канала. А ваши реалии сегодня?
Чтобы выжить, зарабатываю водителем маршрутки, как и большинство моих коллег из разных регионов.
Так что же нужно сделать сейчас, в наше время, чтобы возродить мотобол в стране?
Единственное, что для этого нужно — вернуть мотобол в крупные города!

Источник:

Первый украинский мотожурнал «МотоДрайв»