ВОСХОД СМБ-3: НОВЫЙ МОТОЦИКЛ ДЛЯ МОТОБОЛА 1991 ГОДА

Мотобол — игра нынче подзабытая, но в советские годы этот вид спорта был довольно популярным. Практически в каждом районном центре существовала мотобольная секция и команда по мотоболу. Ну а промышленность выпускала специальные спортивные мотоциклы для данной игры.

Один из таких мотоциклов нам удалось найти в абсолютно новом состоянии. Данный СМБ-3 1991 года выпуска был получен спортсменом-мотоболистом в Кировограде, но в силу различных причин аппарат так и не стали использовать по прямому назначению, а всю жизнь простоял в гараже без движения: его даже не заводили. Обода колес и детали аппарата до сих пор покрыты заводской смазкой, а в бак еще даже не заливали бензин!

Основным производителем мотобольной техники в СССР был Ковровский мотозавод, который начиная с 1965 года разрабатывал и выпускал мотобольные мотоциклы для организаций ДОСААФ.
Всего было три основных модификации СМБ (1973-1977), СМБ-2 (1977-1982) и СМБ-3. Вся серия мотоциклов обеспечивала огромную тягу и ускорение с низких оборотов. Вторая модификация была немного выше и легче, в целом этот мотоцикл имел более спортивный вид.
Третья серия уже отличалась и внешним видом, и первая передача была немного длиннее. В целом, эту модель считают наиболее удачной и успешной, и так как эти мотоциклы были успешными, то они быстро встали на «вооружение» команд внутри СССР по мотоболу.
Первую промышленную партию «Восходов-175 СМБ-3» испытывала заводская команда «Ковровец», ставшая в 1982г. чемпионами СССР по мотоболу. Впоследствии «Восход-175 СМБ-3» стал основным мотоциклом для внутрисоюзных соревнований по мотоболу, который в 1980-е годы переживал расцвет.
В стране существовало около 100 клубных команд не только в центральной части страны, но и в Зауралье, республиках Закавказья, Средней Азии и даже в Якутии. Чемпионат СССР разыгрывался в двух лигах, свои первенства проводили РСФСР, Украина (тоже 2 лиги), другие республики.

Мотобольные мотоциклы подвергались всесторонним испытаниям во время соревнований и тренировок, что позволяло конструкторам спорт-бюро быстро реагировать на пожелания спортсменов, устранять поломки и слабые места в конструкции узлов. В результате фактически ежегодно происходили изменения некоторых узлов и агрегатов в мотоцикле.
Так, модель СМБ-3 несколько раз модернизировалась и перед вами на фотографиях — самый последний представитель семейства, который выпускался с 1988 по 1992 годы, когда производство этих машин окончательно свернули.
Цилиндр с увеличенными продувочными каналами крепился к картеру четырьмя шпильками, а головка к цилиндру – пятью. Изготавливались цилиндр и головка, как и на прежней модели из алюминиевого сплава. Для обеспечения оптимального теплового режима во время соревнований была увеличена площадь рёбер охлаждения головки и цилиндра и применено сильно развитое веерообразное оребрение головки.

Головка и цилиндр красились для лучшей теплоотдачи черной термостойкой краской. Ширина картера в местах крепления к раме была увеличена с 30 мм до 50 мм.
Задняя часть рамы (вилка) была отогнута вверх на 45 градусов для установки более длинного сидения.
Сидение было выполнено с заходом передней части на топливный бак. Новый 5-ти литровый топливный бак имел грушевидную форму, переднее крепление которого осталось без изменений, а в задней части бак крепился с помощью шпильки с резьбой М8 приваренной к верхней балке рамы и через сайлентблок стягивался гайкой. Все эти мероприятия позволили спортсмену свободно перемещаться на сиденье во время игры.
Была изменена конструкция бугеля, тем самым удалось защитить переднее крыло от повреждений, а так же во время игры стало значительно удобней удерживать мяч. Несколько изменён был привод заднего тормоза. Ось дублирующего рычага заднего тормоза теперь проходила внутри оси маятника. К кронштейну оси крепились две тяги, одна шла к заднему колесу, другая соединялась с правым рычагом заднего тормоза, который стал короче и располагался несколько ниже, нежели на прежней модели.
В электрооборудовании в место трансформатора Б300Б, стали использовать высоковольтный трансформатор 2102.3705 со штекерным соединением проводов.
Колёса остались без изменений. Покрышки использовались модели Л-131 3,25х19 Ленинградского шинного завода. Мотоциклы окрашивались; синей, красной и желтой эмалью.
В год собиралось примерно по 120 мотоциклов, которые распределялись Центральным Авто Мото клубом (ЦАМК) по клубам ДОСААФ страны. Мотоциклы собранные для заводской команды «Ковровец» существенно отличались от серийно выпускаемых. Мотобольный «Восход-175СМБ-3» стоил в те времена 670 советских рублей.
В начале 90-х в стране произошли изменения, появились границы между бывшими союзными республиками, развал ДОСААФ и не способность спортивных клубов к покупке новых мотоциклов, всё это повлияло на выпуск мотобольной техники, выпуск которой в 1992 практически прекратился. Оставшаяся на складах мотобольная продукция в 1992 году была укомплектована световыми приборами и распродана через торговые сети страны населению под новым товарным знаком «Восход-175 СМБ-3-01.
Параллельно со 175-кубовым СМБ-3 выпускали также и 250-кубовую версию. Она отличалась только объемом двигателя, его мощность была около 32 л.с. в то время как 175-кубовые моторы выдавали около 18 л.с. Такая техника использовалась командой СССР на международных соревнованиях.

Автор: Roma Urraco
Источник: DRIVE2.RU — Сообщество машин и людей