Рассказывая об истории мотобола в соответствующем материале, мы смогли убедиться, что сейчас Россия является настоящей колыбелью этого вида спорта. А значит, стоит поговорить и о том, на каких стадионах проходят самые главные матчи, и где могут потренироваться новички.
СТАДИОН «МОТОДРОМ», КОВРОВ
В прошлых статьях, особенно в рассказе о трассах для спидвея, мы смогли проследить один интересный факт: в России практически не строят новых стадионов для мотоциклетных видов спорта. Все крупные объекты – наследие СССР, которые, тем не менее, постепенно приводят к современным требованиям безопасности для гонщиков и комфорта для зрителей.
Примерно та же ситуация и с ковровским стадионом «Мотодром», строительство которого было начато в 1980-х, но так и не завершилось в ту пору. Что вдвойне удивительно, поскольку мотобол – один из самых любимых здесь видов спорта. А еще в Коврове родился 15-кратный чемпион Европы и капитан сборной СССР Александр Иванович Царев.
Поводом для завершения строительства стало участие города в Чемпионате Европы в 2018 году. В честь этого события стадион был реконструирован. В частности, поле для мотобола было приведено в порядок в соответствии с регламентами МФР и требованиям европейских организаторов. Кроме того, здесь же была организована мотокроссовая трасса, которая теперь также активно участвует в мотоспортивной жизни страны.
Непосредственно мотобольное поле сейчас – не просто важная, а обязательная часть самых главных соревнований по дисциплине – Чемпионата России и международных соревнований, которые должны пройти в этом году 23-30 июля.
СТАДИОН «МЕТАЛЛУРГ», ВИДНОЕ
Стадион «Металлруг» с 2008 года находится во владении дворца спорта «Видное». Сам же дворец приятно выбивается из общего правила: его строительство началось относительно недавно, в 2004 году, а в 2006 состоялся первый матч. Непосредственно «Металлург» считается столицей мотобольной жизни России, и это громкое заявление абсолютно справедливо: он – единственный и самый главный мотобольный стадион в Московской области.
Помимо мотобола здесь также регулярно проходят соревнования по футболу и мини-футболу. К слову, футбольному полю по уровню оснащения присвоена 1 звезда УЕФА. При этом на нем регулярно и абсолютно бесплатно проходят любительские матчи, в том числе, среди юношеских команд. Вместимость трибун – 1030 посадочных мест, а ежегодная проходимость всего стадиона – 50 000 человек.
В соответствии со статусом стадион регулярно принимает самые важные мотоспортивные состязания. Например, в этом году здесь пройдет несколько этапов Чемпионата России, Кубок содружества среди юниоров и Первенство России среди юниоров по мотоболу.
«ОЛИМП», СТАНИЦА СТАРОМИНСКАЯ
Несмотря на то, что столицей мотобола считается стадион в Видном, больше всего подходящих для крупных матчей полей сосредоточено в Краснодарском крае. И стадион «Олимп» в станице Староминской – один из них. Сам стадион не очень большой (общая площадь 4867 м2), но хорошо обустроенный и, по словам посетителей, весьма уютный. К слову, участвует в местной жизни он очень активно: вход на него свободный, поэтому провести футбольную тренировку или позаниматься на тренажерах может любой желающий, а дружеские футбольные матчи в летний сезон здесь проходят вообще едва ли не каждые выходные.
Непосредственно на мотобольном поле состязания проходят не так часто, но уровень организации и технического оснащения позволяет проводить и самые ответственные встречи, включая участие в главном российском чемпионате.
«МОТОДРОМ», СТАНИЦА КИРПИЛЬСКАЯ
Вторая площадка Краснодарского края – мотодром в станице Кирпильской. В отличие от всех предыдущих строений, это не многофункциональный стадион, а именно мотодром с асфальтированным полем. То есть, он изначально рассчитан на мотобольные состязания. При этом он достаточно хорошо организован и для зрителей – здесь и комфортные пластиковые сиденья, и крытые трибуны, и электронное табло.
В разгар сезона соревнования здесь проходят регулярно, а в 2023 в рамках Чемпионата России по мотоболу здесь запланировано целых 6 этапов, что уже говорит о значимости мотодрома для дисциплины.
МОТОДРОМ «ГАЗОВИК», СТАНИЦА КУЩЁВСКАЯ
Третья площадка Краснодарского края – еще один мотодром. Он небольшой и по техническому оснащению серьезно уступает другим объектам из нашего списка. Но, тем не менее, он является «домашним стадионом» для местной мотобольной команды «Комета», существующей с 1972 года. И, конечно же, принимает игры с другими командами не только на региональном, но и на всероссийском уровне, пусть и не так часто, как стадионы и мотодромы в других регионах. Как и в случае со станицей Кирпильской, в этом году здесь пройдет 6 этапов ЧР, а в прошлых сезонах мотодром активно участвовал в организации юношеских соревнований.
СТАДИОН «ДИНАМО», СТАНИЦА ПОЛТАВСКАЯ
Четвертая площадка Краснодарского края – многофункциональный стадион в станице Полтавской. Как и в большинстве других случаев, вход на главный стадион административного центра региона свободный. Вместе с набором тренажеров и футбольным полем, здесь есть и поле для мотобола. Мотобол, к слову, развивался здесь еще в СССР: мотобольный клуб «Кировец» основан в 1980 году и существует до сих пор. Причем относительно успешно – он пять раз становился серебряным призером в Чемпионате России и 4 раза увозил домой бронзовую медаль.
Несколько лет назад стадион ремонтировали, но до полноценной реконструкции дело не дошло, поэтому по техническому оснащению он уступает «коллегам по цеху». Впрочем, в этом году он является полноценной частью Чемпионата России, а также периодически становится центром для борьбы команд из Краснодарского края.
«МОТОДРОМ», УСТЬ-ЛАБНИНСК
Ну и, наконец, последний по-настоящему действующий мотодром в Краснодарском крае находится в г. Усть-Лабнинск. При этом он ориентирован на развитие молодежного мотобола и является домашним стадионом для команды «Кубань», выступающей в классе U-18. Периодически здесь проводится Первенство Краснодарского края, но роль во всероссийских соревнованиях у мотодрома невелика – исключительно как площадка для проведения Первенства России среди юношей до 18 лет.
СТАДИОН «ЛОКОМОТИВ», ТИХОРЕЦК
Отдельно стоит отметить стадион в Тихорецке. С одной стороны, он показывает, что мотобол в Краснодарском крае поддерживается не только в станицах: именно в Тихорецк считается родиной одной из самых старых мотобольных команд России. Местный «Локомотив» сформировался в 1969 году, а на рубеже 80-90-х годов вообще считался одной из сильнейших команд СССР. С другой – он служит наглядной иллюстрацией того, что происходит с мотоболом в регионах сейчас из-за недостатка финансирования: и клуб, и стадион пришли в упадок. Техническое состояние мотобольного поля серьезно уступает другим площадкам. По этой причине он не присутствует в списке стадионов ЧР, а также был исключен из списка стадионов для проведения Кубка России вместе с командой.
МОТОДРОМ «КОЛОС», ИПАТОВО
Последний из самых главных мотодромов для мотобола в России, достойный упоминания в нашем материале, также находится на юге, но уже в Ставропольском Крае. Это, к слову, домашний стадион действующего Чемпиона России – мотобольного клуба «Колос». Сам клуб, как и большинство сильнейших отечественных команд, образован еще в Советском Союзе, в 1964 году. Изначально он базировался при местном ДОСААФ и тренировался буквально в открытом поле, из-за чего на всесоюзные соревнования попала лишь в 1966. В конце 90-х команда распалась и вернулась в строй только в 2010, вновь выступив на главном Чемпионате страны. Логично, что за этот период стадион, который, в отличие от большинства, изначально ориентирован на мотобол, был не в лучшем состоянии. Однако сейчас – это одна из основных площадок для проведения Чемпионата России и основная – для Кубка России.
А напоследок еще один интересный факт: в 2023 здесь должен был пройти Чемпионат Европы по мотоболу, в честь чего даже был разработан проект нового многофункционального стадиона для мотоциклетных видов спорта, в том числе, для шоссейно-кольцевых гонок. ЧЕ в итоге отправился в Литву, но о проекте никто не забыл, и он даже получил предварительные согласования. Так что, вполне возможно, в России впервые за последние годы, появится новое, современное мотобольное поле. Но все эти проекты мотоспортивных объектов – это, конечно, уже совсем другая история, и к ней мы вернемся уже в ближайших публикациях.