НА КУРАЖЕ И ЭНТУЗИАЗМЕ

С 4 по 10 июля на мотодроме «Газовик» в станице Кущевской проходило Первенство России по мотоболу среди юниоров

По итогам чемпионата местная юношеская команда «Слава» заняла второе место, уступив в финале «Металлургу» из Московской области. Кущевка — место мотобольное с давними традициями, а станичный клуб ведет свою историю уже более полувека, поэтому с успехом юношей поздравили не только односельчане, но и именитые спортсмены, которые многократно привозили домой золото с чемпионата Европы. О будущем мотобола в районе «Ъ-Кубань» поговорил с руководством клуба, его выпускниками, властями и спонсором. Все они считают: если кущевский клуб смог на энтузиазме стать поставщиком игроков для сборной России по мотоболу, то, если поставить взрослую и юношескую команды на профессиональные рельсы, они станут для нее настоящей кузницей кадров.

Начальник отдела физкультуры и спорта администрации Кущевского района Сергей Карапищенко

КУЩЁВКА С ПРОШЛОГО ВЕКА ГОНЯЕТ МЯЧ НА МОТОЦИКЛАХ
Как рассказал изданию начальник отдела физкультуры и спорта администрации Кущевского района Сергей Карапищенко, впервые мотобольный клуб появился в станице в 1965 году. С тех пор местная команда неоднократно становилась чемпионом и призером первенств и чемпионатов Краснодарского края и России.
«Всего у нас в районе 35 видов спорта, из них восемнадцать — в детских спортшколах, везде добиваются различных результатов, но мотобол по достижениям входит в пятерку сильнейших и является одним из самых результативных. Мотобол для Кущевки — визитная карточка, традиционный вид. У нас даже на соревнования по мотоболу зрителей приходит гораздо больше, чем на футбольные матчи. И это несмотря на то, что на него вход платный, а на футбол — нет. На игры с участием местной команды «Комета», где играют взрослые, и юношеской «Славы» станичники всегда ходят с удовольствием»,— рассказывает Сергей Карапищенко.
По его словам, есть в районе спортсмены, которые занимаются эндуро, мотокроссом (дисциплины в мотоциклетном спорте), но мотобол любят больше всего.
«По мотоболу у нас с конца 90-х годов новый виток развития пошел, когда в 1998 году построили стадион, а в 2003-м наш спортсмен Михаил Назлымов образовал Кущевскую районную детско-юношескую общественную организацию «Слава спорт». Параллельно в районной спортшколе с 2012 года у нас работает отделение по мотоболу, в настоящее время в нем обучаются 20 юношей. В итоге ребята тренируются одновременно и по линии спортшколы, и по линии клуба. Район финансирует обучение спортсменов, а сельское поселение предоставляет для тренировок и соревнований стадион»,— добавляет он.
Существенно повлиял на развитие мотобола приход в команду спонсора — местного сельхозпредприятия «ДВВ-Агро». По словам представителя администрации, до того, как он взялся за клуб, команде приходилось даже арендовать мопеды у других районов на время соревнований. Теперь положение заметно поправилось. В итоге клуб вырастил целую плеяду прекрасных спортсменов, которые не только многократно становились призерами чемпионата России по разным возрастам, но и защищают честь страны на международном уровне.
Один из первых выходцев из кущевской мотобольной школы — Иван Криштопа — уже много лет играет за «Металлурга» (г. Видное, Москва), 12-кратный чемпион Европы. Сергей Крошка выступает за клуб «Колос» (г. Ипатово Ставропольского края), является девятикратным чемпионом Европы. Там же, в Ипатове, с ним играют Алексей Молодушко (четырехкратный чемпион Европы) и Николай Облап (двукратный чемпион Европы). Максим Довбня (двукратный чемпион Европы) продолжает играть дома, в Кущевской, за «Комету» и одновременно работает с молодежью в спортшколе и в клубе. Все они мастера спорта международного класса. Из молодого поколения — Александр Бондаренко и Евгений Яшин — недавно стали призерами Первенства Европы по мотоболу, рассказывает Карапищенко.

Президент детско-юношеской общественной организации по мотоболу «Слава спорт» Михаил Назлымов

ДОРОГОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ
«Мы базируемся на базе Кущевской автошколы, поле принадлежит местным властям. Наша материальная база — арендуемый бокс, где хранится техника, мячи, запчасти, снаряжение, там с 1965 года ремонт не делался. Своими руками воду провели, сделали навес, под которым можно переодеться, туалет поставили и летний душ. Из техники за клубом числится десять детских мотоциклов»,— рассказывает президент детско-юношеской общественной организации по мотоболу «Слава спорт» Михаил Назлымов.
«Это, конечно, дорогой вид спорта. На каждую тренировку надо залить бензина, дорогостоящего масла, моторезина, запчасти, мячи, которых у нас в России не шьют,— это все нужно иметь с запасом, потому что не знаешь, что у тебя может отвалиться и в какой момент. Сейчас мы нуждаемся прежде всего в базе. У нас нет раздевалок, поле уже пришло в негодность, мотоциклы у нас с 2011 года не менялись. Сама техника по большей части числится на балансе у муниципалитета. Конечно, нам из районного бюджета помогают. Там деньги небольшие, около 300 тысяч рублей в год, нам на бензин, масло (сейчас подорожало), но мы понимаем, что кроме нас есть и другие виды спорта, которые тоже требуют денег.
Существуем в основном только благодаря тому, что у нас есть спонсор — «ДВВ-Агро», он нам три мопеда детских купил, свои деньги вложил. В этом году у нас проблема была с транспортом, когда встала 20-летняя «газель»,— он нам оплатил автобус, благодаря чему команда смогла поехать на соревнования. Человек очень много в другие вещи вкладывает, но мы понимаем, что и он не может разорваться, у него там на производстве люди работают, которые тоже требуют внимания»,— рассказывает Михаил Назлымов.

Генеральный директор ООО «ДВВ-Агро» и спонсор кущевских команд по мотоболу Виктор Девтерев

«НЕ ПОТЕРЯТЬ ЭТИХ РЕБЯТ»
Генеральный директор ООО «ДВВ-Агро» и спонсор кущевских команд по мотоболу Виктор Девтерев в детстве занимался футболом и юношей играл за сборную Кущевского района. Он рассказывает, что, жонглируя мячом, мог набить четыреста раз на двух ногах. Мотоболом не занимался никогда, но говорит, что «футбол на мотоциклах» его впечатляет.
«Когда смотришь, когда они падают, встают тут же, когда их в штраф поставили, а они уже стоят газуют, готовы как на конях вырваться в бой, меня это захватывает. Я вижу, как у парней характер формируется. Для юношей выработка таких личных качеств, настойчивости такой — это очень важно»,— рассказывает Девтерев.
Он помогает мотоболистам через свое сельхозпредприятие с 2004 года.
«Я очень доволен, что мотоспорт у нас есть. Результаты для меня не важны, за ними не гонюсь. Я знаю родителей многих этих ребят, мы с ними общаемся. На днях были на мероприятии у друзей и отец одного из бывших игроков рассказывал, что наши на чемпионате выиграли — мы вместе порадовались. В этом и заключается смысл. Если ты получаешь с бизнеса прибыль, ты же и государству помогаешь, налоги платишь, ты должен во всем участвовать. Особенно в том, в чем люди заинтересованы.
Если ты видишь, что человек хочет стать кем-то: артистом, певцом — или играет в футбол и у него есть перспектива, наша задача — постараться помочь. А потом смотришь — что-то из него получилось, или просто мы не потеряли этих ребят, они не спились, не стали наркоманами. Наша задача — обращать внимание на тех, кто к чему-то стремится»,— говорит Девтерев.

ПЕРЕГАЗОВКА НА ХОЛОСТЫХ
«Вот у нас на выходных закончился чемпионат, и уже к одному нашему игроку подошли представители московского клуба и пригласили к себе в команду на зарплату. Конечно, мы рады, что парень сможет зарабатывать, зарплату получать, но мы же с ним пять лет занимались. Представляете, сколько времени и сил в него вложили! Но и их можно понять: ребята вырастают, у них свои потребности, семьи. А если б он у нас получал зарплату, он у нас бы жил и играл, всем бы выгоднее было. А так получается, что мы растим спортсменов для других команд»,— рассказывает Михаил Назлымов.
«И это стандартная ситуация. Показательный пример бывшего нашего игрока Сергея Крошки: девятикратный чемпион Европы, сейчас в Ставропольском крае играет, в Ипатове, клуб «Колос». Ему клуб купил у нас же, в Кущевке, квартиру, платит зарплату, и он туда ездит на игры и тренировки. Еще двое ребят тоже недавно устроились туда. Один парень играет в городе Видное Московской области, клуб «Металлург».
Все-таки никуда не деться от того, что дело нужно ставить как-то на более профессиональные рельсы, платить зарплаты игрокам, чтобы они не разъезжались. Пока у нас зарплату только механик получает и тренер. В Белоруссии эта система отстроена нормально. У них и поля заасфальтированы, и мотоциклы есть, есть зарплаты. Можно взять за основу их опыт»,— добавляет он.

ЕСТЬ БЮДЖЕТ — БУДЕТ И РЕЗУЛЬТАТ
Сергей Крошка делал свои первые шаги в мотоболе на стадионе в станице Кущевской шестнадцатилетним юношей. Отец купил ему первый мотоцикл Kawasaki, помогал с бензином и маслами. Некоторое время спустя спортсмен уже играл за кущевскую «Комету» и параллельно за один из украинских клубов. В 18 лет он уже выступил за сборную России, стал чемпионом Европы и впоследствии заработал звание «Мастер спорта международного класса». Впоследствии Крошка получил приглашение в клуб «Колос» на Ставрополье, и в этом году будет десять лет, как он играет за него по контракту. Считает, что в России самый лучший мотобол.

Сергей Крошка, «Мастер спорта международного класса»

«Сейчас в сборной нас трое из Кущевской: Молодушка, Облап и я. Еще Семен Харин из Тихорецка. Остальные ребята — из видновского «Металлурга». Могу однозначно сказать: чтобы показывать результат, нужны спонсоры, нужно покупать технику, нужно заключать контракты с игроками, чтобы игроки постоянно были. Это должна быть работа для спортсмена. Чтобы спортсмен показывал результат, это должна быть просто работа. На сегодняшний день у нас в России есть два профессиональных клуба — это «Колос» (Ипатово) и «Металлург» (Видное). И именно то, что это профессиональные клубы, объясняет, почему именно они все время делят первое и второе места постоянно. Моя родная кущевская взрослая команда стабильно сейчас занимает 4, 5, 6-е места. Почему? Потому что молодых ставят, Максим Довбня, с которым мы начинали, конечно, играет, но один в поле не воин»,— рассказывает спортсмен.
«Я доволен, что жизнь так сложилась. Ни капли не пожалел, потому что я этим видом спорта заработал себе жилье (клуб купил квартиру по контракту), плюс у меня была зарплата помимо квартиры. В Кущевской мне такие условия не могли создать. Но если бы дома команда профессиональная была, конечно, играл бы дома»,— добавляет он.
По мнению Сергея Крошки, бюджет взрослой команды по мотоболу должен быть порядка 15—20 миллионов в год.
«В Ставропольском крае почему профессиональный клуб? Потому что минспорта хорошо помогает. Покупает технику, покупает форму, гостиницы, автобусы — все это за счет министерских денег. Но опять же, чтобы министерство помогало, нужен результат. Если мы ниже третьего места опускаемся, то все. Кроме того, у нас еще в спонсорах есть три крупных сельхозтоваропроизводителя. Вот так, при такой всесторонней надежной поддержке и стабильном финансировании, можно что-то планировать и как-то развиваться»,— говорит Крошка.

Президент Федерации мотоциклетного спорта России Александр Джеус

СПОНСОРСТВО И (ИЛИ) ГОСПРОГРАММА?
Президент Федерации мотоциклетного спорта России Александр Джеус отмечает, что в 90-е годы многие достижения советского периода были утрачены и сегодня приходится их восстанавливать: воссоздавать систему работы с детьми, возрождать культуру мотоциклетного спорта, привлекать спонсоров.
«Мы в начале пути привлечения большого бизнеса в отечественный мотоспорт. Это уже происходит: появляются серьезные партнеры, с чьей помощью мы организуем крупнейшие мировые соревнования, такие как этап чемпионата мира по мотокроссу, европейское Первенство по мотоболу, этапы чемпионата мира и по ледовому, и по гаревому спидвею. А в 2012—2013 годах мы проводили этап чемпионата мира по шоссейно-кольцевым мотогонкам. У нас уже есть трассы мирового уровня и строятся новые гоночные треки. А ведь их возводят на деньги крупнейших компаний и бизнесменов. То есть большой бизнес начинает нам верить, и не напрасно. Мы открыты, честны и никогда не просим лишнего, прекрасно понимая, насколько бизнесменам сейчас непросто сделать что-то с прицелом далеко вперед, а не с целью получить сиюминутную выгоду»,— считает Джеус.
По его словам, сегодня мотоспорт находится на подъеме, но сегодня есть сложности с участием наших спортсменов в мировых гоночных сериях, кроме того, федерация ограничена в привлечении райдеров из других стран на российские соревнования, что значительно влияет на привлечение финансирования. Однако он уверен, что это временные трудности: у отечественного мотоспорта появился стимул к движению в восточном направлении.
«Перспективы любой мотобольной команды прежде всего зависят от ее мотивации. От поддержки местных властей, бизнеса, от технической составляющей. К сожалению, стоимость содержания и развития мотобольной команды выше, чем, например, команды по мотокроссу. Однако мы стараемся поддерживать всех и в равной степени уделять внимание развитию всех видов мотоциклетного спорта. Сложно оценить перспективы, когда мы соревнуемся сегодня только между собой. Мы вернемся к этому вопросу, когда вновь откроются двери и наши парни начнут громить соперников со всего мира»,— говорит Джеус.
В Кущевке решение проблем финансового базиса мотобола видят через создание государственных программ.
«Я понимаю, что футбол — олимпийский вид спорта и что он более массовый. Но когда я слышу стоимость контракта одного футболиста, я понимаю, что за эти средства в стране для всех мотобольных команд можно было бы заасфальтировать поля, купить мотоциклы и платить зарплаты тренерам и механикам,— говорит Назлымов. — Мы же сегодня, положа руку на сердце, выезжаем только на энтузиазме тренеров, родителей и спонсоров. Все-таки я прихожу к выводу, что финансирование мотоспорта должно быть понятным и стабильным. Мы не можем все расходы относить только на одного спонсора. Да и, если посмотреть в разрезе, например, сельских команд, не в каждом поселении есть такие крупные предприятия, которые могут взвалить на себя спонсорство и быть надежной опорой спорту. Следовательно, я вижу выход в появлении госпрограмм. И по большому счету в масштабах страны это были бы не такие большие деньги»,— считает Назлымов.
«С Москвой нам не тягаться, так же, как и с Ипатовом, куда уезжают наши ребята. Мы не препятствуем, только рады, если они могут где-то заработать, как и тому, что наш клуб является кузницей кадров для сборной России. Но чтобы действительно этот вид спорта развивался по нормальному везде в крае, эту задачу нужно решать сообща, а не только за счет энтузиазма тренеров и спонсоров»,— считает курирующий развитие спорта в районе Сергей Карапищенко.
Он подчеркивает, что полностью согласен с тем, что один спонсор не в состоянии решить всех проблем мотоспорта.
«Тем более непонятно, каково будет финансовое положение спонсора дальше в связи с санкциями и проблемами в экономике. Очевидно, что без госпрограммы думать о каком-то стабильном развитии сложно. Вообще, мысль о том, чтобы к финансированию подключились еще региональные и федеральные бюджеты, лежит на поверхности. И то, что такая схема рабочая, доказывает опыт Ставрополья и Белоруссии.
Таким образом мотоспорт имел бы поддержку с разных источников, и о нем можно было бы говорить как о чем-то стабильном. Некоторое время назад мы обращались к краевым органам власти и в Федерацию мотоциклетного спорта, но там пока не нашли правового механизма включения этого вида в госпрограмму. Хотя мне видится, что проблем здесь быть не должно, потому как помощь можно оказывать как по линии дотаций местным бюджетам на финансирование муниципальных спортшкол, так и с использованием грантовых механизмов для общественных спортивных организаций»,— считает он.

Источник: «Коммерсантъ-Кубань»